Главная | Тексты | Музыка | Рисунки

Творческое наследие самого лучшего советского

С.М. Годовалов


Творческое наследие самого лучшего советского писателя и вождя Леонида Ильича Брежнева обширно и разнообразно. Мы знаем, как широка была сфера его интересов: он был руководителем партии и правительства, грамотным хозяйственником, талантливым организатором, покровителем молодых евреев-скрипачей, выдающимся специалистом в области сельского хозяйства и прикладной физики. Все это не могло не отразиться на творчестве Леонида Ильича. Его повести и романы, пьесы и путевые заметки, стихи, рассказы и сказки все вместе составляют целостную, стройную картину, проникнутую советским духом гармонии, единства с окружающим миром и доброго, коммунистического отношения ко всему живому. Остановимся на некоторых наиболее значительных произведениях Л. И. Брежнева.

Творческим дебютом замечательного писателя можно считать опубликованный в 1975 г рассказ-притчу «Детвора». Созданные в рассказе образы сельских ребятишек настолько правдивы и точны, что невольно представляешь, как они резвятся, играют в бабки, смеются над байками старого деда Кузьмича и защищают девочек-сверстниц от хулиганов из соседней сгоревшей деревни. Несмотря на юный возраст, маленькие герои Брежнева уже всерьез, по-пролетарски задумываются над серьезными морально-нравственными проблемами, ставят перед собой сложные этические задачи, решают, «в каком идти, в каком сражаться стане», - словом, так сказать, переживают, мучаются, ищут вопросы на важные для каждого человека ответы. Драматическая коллизия, созданная в рассказе, разрешается в пользу добра и самопожертвования: маленькие философы запирают бабу Настю в подвале и запускают к ней стаю пауков. В этой, казалось бы, обыденной сцене заключен великий гуманистический смысл: отказаться от своих индивидуальных желаний во имя общего, народного, чтобы пожертвовать и спасти. Такой вывод делает Л. И. Брежнев в своем знаменитом рассказе.

Те же вопросы продолжают волновать писателя и в период создания пьесы «Новый обком», в которой заблудившиеся во время грибной прогулки руководители Кировского областного комитета партии останавливаются на ночлег в простой избе миловидной колхозницы Марьи. Молодая женщина с гостеприимством и радушием принимает партийных деятелей, щедро угощает их, развлекает беседой и пением.

Благов. Хозяюшка ты наша, спасибо тебе от всего обкома, уж приютила нас, не оставила!
Смехов. И правда, хороша хозяюшка, лицом мила и руками добра! В печи горшки, в горнице чистота, план ячменный выполнен – всем пригожа колхозница наша Марьинька!
Марья (смущенно). Ой, ну вас… сами рожи наели, по пять машин у каждого, а я второй месяц не могу леденцов купить. Чтоб вы сдохли, угощайтесь, гости дорогие!
Общий смех.

Вообще, вся пьеса – это один большой честный рассказ о взаимоотношениях партии и народа. Марья – олицетворение социалистического народа, трудолюбивого, честного и доброго, а гостящие у нее обкомовцы – представители нашей большой и заботливой партии. Этот вечер в избе, разговоры, дружный смех, общее пение – все это как бы метафорически изображает отношения между нашей партией и нами, простыми советскими тружениками. Например, когда добродушный секретарь отдела Василий Петрохин ласково задирает Марье юбку, он с удивлением отмечает, что у той нет нижнего белья, а подвязки для чулок старые и потрепанные: износились.

Петрохин. Ох, Марьюшка, возьми ты у меня денег из моей зарплаты скромной да купи себе трусы черные, кружевные, цветастые да задорные, а коли останется, то и лифчик прикупи – негоже по пять пудов самой таскать!
Дает Марье денег.
Марья. Уж спасибо, дорогой начальничек, за деньгу! Только белья на мне нету потому, что распутная я, горячая, тесно мне в белье и все чего-то хочется. Белья, вон, полный шкаф, лежит-поджидает, пока ребятишки вырастут. А за деньгу все равно спасибо, леденцов себе в лавке возьму!
Общий смех, возгласы:
- Эк тебя, Петрохин, пристыдили!
- Этой бабе палец в рот не клади!
- На язык остра да лицом красна, ногами стройна да бедрами полна, лоном прилична, воспитана отлично!
- Петрохин, провела тебя баба! (…)

Вот так, по-простецки, с шутками и забавами, проводят гости вечер у колхозницы Марьи.

Крупную форму Леонид Ильич Брежнев начинает осваивать в 1979 г, когда в журнале «Молодая жатва» начинают публиковаться главы из романа «Сын». Главный герой этого замечательного во многих отношениях произведения – мятущийся молодой человек, чувствующий в себе талант, готовый работать, но все время сталкивающийся с косностью окружающих людей, с тупостью, провинциальной отсталостью, бюрократизмом и крючкотворством. Автор не затрагивает устоев, основ нашего общества, он лишь указывает на отдельные его недостатки: уродливые шрифты, негодные чертежи, указатели, ведущие не туда, имя автора, повторяющееся в колонтитулах, противоестественный закат, все те, казалось бы, незначительные мелочи, леденящие душу простого советского человека. Становление личности героя происходит в атмосфере постоянной борьбы, вечного стремления отсталых буржуазных элементов помешать молодому талантливому работяге. Это и расстраивает, и в то же время постоянно обнадеживает его – ведь если есть враги, значит, есть и друзья!

«Он работал всю ночь. Взглянув на часы, он потянулся, встал из-за стола, медленно подошел к окну. Осторожно приближался рассвет. Первые дворники уже делали полезную свою работу, сгоняя с тротуара веселых голубей и похмельных утренних бомжей. Велик был это город, велика была страна, и много прекрасного и волнующего обещал каждый новый день, каждый светлый, социалистический рассвет. Обещал и манил с собой, и освещал все плохо и бездарно сделанное, показывал все уродства и пошлости, в таком количестве остающиеся еще в нашей чудесной стране, и заставлял думать, работать на благо Родины, украшать и очищать ее. Сладкой истомой наполнилась его грудь, он потянулся еще раз и снова бодро принялся за работу».

Как мы видим, Л. И. Брежнев в каждом новом произведении все больше усложняет задаваемые им вопросы и все сложнее, глубже и полнее на них отвечает. Художественные задачи уже решаются не с милой непосредственностью молодого пера, но с серьезным, вдумчивым мастерством Писателя. Писателя, который прошел через многое, который видит, чувствует и понимает больше других, который страдает за всех и каждого, который болеет душой от всякой глупости, от всякого неправильного отношения к жизни. Такие книги остаются в веках, их читают молодые, перечитывают зрелые люди, и каждый их них обязательно задумается, перелистнув страницу. Потому что большой талант – талант во всем, будь то поднятие целины или создание художественного произведения. Читайте Брежнева, перечитывайте, дарите детям его книги, потому что наша с вами задача – воспитать здоровое, умное, чуткое молодое поколение, и произведения Леонида Ильича – одно из лучших к тому средств.

Hosted by uCoz